По одной из версий, название праздника Имболк (Imbolc) происходит от древнеирландского слова mblec — «молоко». Имболк начинает цикл календарных праздников. Он связан с темой зачатия и вскармливания, закладкой и поддержкой циклов на ближайший год. Февраль — пик зимы, когда иссякают запасы пищи и топлива, а удача может перестать сопутствовать охотникам. В это время тепло, жилище, одежда и пища особенно нужны. У некоторых народов существовал обычай провести эту последнюю ночь в гулянии и веселье, а потом в течение определенного периода предаваться посту и очищению. Празднуют Имболк не только в Ирландии. В этот день, согласно кельтской мифологии, Мать Хлеба отдыхала на Земле Духов (Аваллоне или Анноне), набираясь сил. Еще на Самайне она отдала всю свою жизненную силу Богу, чтобы помочь ему возродиться. Имболк — праздник выздоровления богини Бригиты (goddess Brighid), очищения и возрождения Земли. В первый день февраля пламя Бригид, как и пламя новой жизни и весны, разгонит тьму в душах и умах, в то время как котел Дагды - неисчерпаемое плодородие природы, будет щедрым для всех своих детей. Имболк символизирует растущую фазу Богини, тогда как противоположный ей в Колесе года Ламмас — убывающую. В Ламмас Богиня — старуха, в Имболк — она возродившаяся и обновленная дева. Этот день — могущественный день для любого колдовства. Именно в Имболк молодые ведьмы и колдуны проходят посвящение. Символ Имболка — соединение противоположностей. Первоначально посвящённый богине Бригите, в христианский период он был принят как День Святой Бригитты. Крест святой Бригиты (Cross Bhrighite) – один из самых древних ирландских символов, носящий солярную символику. Этот крест был известен еще в языческие времена как символ богини Бригит. Но сам крест, как и святая Бригита, и ее праздник, были переняты, переделаны христианами под собственную концепцию. Праздник богини Бригит назывался Имболк, это был день очищения, день богини-девственницы.
Крест вешают на дверь и в прихожую, считается, что такой дом защищен покровительством Святой Бригитты. Его изготавливают из соломы или стеблей камыша. Центр плетется как квадрат, и хвосты соломы оставляю в виде лучей. И самым счастливым днем для рождения считалось первое февраля, ибо зачат такой ребенок был в Бельтайн - день, благословленный Богиней. Говорят, в канун Имболка Бригит гуляет по земле. До того, как отправиться спать, можно оставить снаружи что-то из одежды или ткань, чтобы она благословила их.
читать дальше
Во времена язычества на Имболк взбивали масло со свеженадоенного молока, и в качестве жертвоприношения Богине в ночь на маслобойке оставляли кусок хлеба с маслом. Имболк был также тесно связан со священным огнем, который очищает землю и поддерживает плодородие, и пробуждением солнца от зимнего сна. В этот день совершались обряды прогнозирования и свадебного гадания. Имболк был днем очищения. Было принято омываться самим, поливать водой собак и домашний скот, убирать дом с особой тщательностью, оставлять на ночь горящей хотя бы одну свечу. В Имболк нельзя ткать, пить пиво, рукоделие запрещено — прялки убирались в чулан. Нельзя ходить в чужую деревню и присоединяться к их процессиям. Традиционная пища Имболка — молочная. Также подаются пряные, мясные блюда с перцем, луком, чесноком. Желательно, чтобы эти блюда (а также напитки) содержали изюм. В Имболк также жертвовали курицу или цыпленка, которого закапывали рядом с водой: источником или рекой в жертву. В ночь на Имболк перед домом выкапывали ямку, куда выливали немного молока. В Имболк гадали на будущее, на урожай и женихов. Пейте молоко, очищайте дом, украсьте волосы яркими ленточками и будьте счастливы.
Источник: www.calend.ru/holidays/0/0/1822/
© Calend.ru
Ритуалы Имболка
Ритуал очищения
Имболк – хороший день для ритуальных очищений – себя, дома, ритуальных предметов. Если вы увлекаетесь садоводством, то в эту пору вы можете заранее благословить семена, которые будете сажать в более теплое время года. В центр круга можно положить вещи и предметы, которые очищаются от негативных энергий и заряжаются новыми. Они могут служить талисманом или оберегом на весь год.
Во время праздника происходит очищение всех участников, всей страны, планеты, всех людей, существ, явлений. Очищение всей энергосистемы человека происходит с помощью огня и трав (артыша — тувинского священного можжевельника и полыни). Основной частью праздника является коллективная медитация для всеобщего очищения – для этого все присутствующие становятся в круг, который называется кругом благословения. Перед ритуалом производится ритуальное помазание – каждому участнику на лоб наносится несколько капель очищающего масла или смеси масла и талой воды.
Во многих странах февральские торжества были связаны со здоровьем как людей, так и животных: к примеру, могли окуривать людей и животных связками лечебных трав, собранных в прошлое лето; иногда пекли специальный хлеб, часть которого раздавали людям, а другую подмешивали в еду животным. В тех местах, где традиционно пахали на волах, а не на лошадях, на рога пахотным волам надевали специально испеченные и окуренные хлеба – чтобы не болели.
В этот день так же принято обрызгивать талой водой скот, детей и собак, чтобы уберечь их от болезней.
Ритуал объединения
Одним из мистических символов праздника является способность почувствовать коллективные энергии и единение внутри группы. Достижение этого состояние ведёт к единению с энергиями природы. Именно для этого предназначен ритуал объединения. Для этого необходимо, чтобы все члены группы встали в круг с незажженными свечами в руках. Красная свечка на алтаре, которая посвящена Богу, зажигается от костра и устанавливается обратно на алтарь. Тот, кто стоит ближе всего к алтарю (по часовой стрелке) – зажигает свою свечу от красной и передаёт огонь следующему произнося примерно следующее «наша энергия едина», принимающий огонь отвечает «будь то». И так далее по кругу. Когда последняя свеча зажжена – пламя вновь возвращается к алтарю и зажигается жёлтая свеча Богини. Таким образом замыкается круг и энергия становится общей.
Образ солнца
Это следующий ритуал, после ритуала объединения. На снегу рисуется или вытаптывается образ солнца. Можно его вытопить при помощи тплой вды, подогретой на костре. Именно на этот образ и помещаются свечки, зажженные от огня друг-друга. В зависимости от количества участников праздника, это ритуал можно совместить с другим, который очень похож и называется: «Девятнадцать свечей для Бриггиты». Этот небольшой ритуал посвящен Бригите. Он направлен на привлечение положительной и целебной энергий. Естественно, для ритуала желательно очистить и благословить свечи. Идеально подойдут тонкие белые свечи.
Ставьте по одной свече, произнося следующие слова:
Первая свеча – рождение солнца,
Вторая свеча – пламя, что никогда не гаснет,
Третья – создание огня, дающее свет и тепло,
Четвертая – символ возрождения Бога,
Пятая – жизнь новой весны,
Шестая – символ чистоты,
Седьмая – символ обновления,
Седьмая – во имя любви,
Восьмая – во имя равновесия,
Девятая – дыхание новой жизни,
Десятая – связь с истиной,
Одиннадцатая – в честь Невесты,
Двенадцатая – в честь моего Пути,
Тринадцатая – в честь искусств,
Четырнадцатая – дань мудрости,
Пятнадцатая – в честь Имболка,
Шестнадцатая – во имя силы,
Семнадцатая – во имя земли,
Восемнадцатая – в честь Бригиты,
И последняя свеча – первая свеча, рождение солнца,
Огонь, что никогда не гаснет.
Богиня Невеста
(ритуал высвобождения жизненной силы, «Кровать Бридж»
В горных районах Шотландии еще на рубеже XIX – XX вв. отмечался обычай так называемой «кровати Бридж»: из колосьев последнего снопа женщины делали куколку - Brнdeуg, обозначающую богиню, украшали ее лентами, мелкими камешками и пр. и одевали в плащ. Одновременно готовили «постель богини» - тоже из последнего снопа, обрызгивали ее молоком, устилали белой шерстяной тканью, приглашали Brнdeуg ложиться. Рядом с куколкой укладывали палку. На всю ночь рядом с ложем оставляли горящую свечу и кувшин свеженадоенного молока, а в некоторых районах еще и кто-то из женщин оставался беречь ночной сон богини. В целом ритуал, видимо, означал, во-первых, впускание богини в дом, а во-вторых – пробуждение ею растительных сил семян. Кстати, кое-где роль Бригитты выполняла выбранная девушка – ее одевали, украшали, и она обходила деревню, держа в руках котел и ведя корову, символы плодородия и изобилия. В самом большом и богатом доме для нее устраивали ложе из зерна и сена, обливали его молоком. Девушка ложилась, и давала благословение всем, приходившим к ней, в обмен на мелкий подарок – монетку, букетик, гребешок и т.п.
Вот пример проведения этого ритуала: Свечи поставьте в глубокие подсвечники и устройте миниатюрную соломенную кровать, может быть, в глубокой металлической посуде или даже в семейном камине, если его больше не топят.
На столе, алтаре или в камине соорудите маленькую кровать для новобрачной из соломы или сухих трав, украшенную цветными лентами и первыми цветами. Рядом по ставьте маленькую тряпичную куклу или любую небольшую куклу, изображающую Девушку-богиню.
Окружите кровать семенами, только что распустившимися цветами или свежей зеленой травой и сзади, на безопасном расстоянии, чтобы избежать пожара, поставьте отдельную высокую белую свечу «невесты».
На поднос перед кроватью невесты поставьте" глиняный кувшин с молоком, маленькое блюдце с медом и блюдо с кубиком льда или просто небольшим количеством снега. Окружите их, опять-таки стараясь не допустить пожара, рядом маленьких розовых и пастельных свечей.
Зажгите первую свечу вашей невесты, сказав:
Невеста, невеста, входи к себе в дом, тебе предстоит покомандовать в нем.
Правление кончилось старой карги, уходит зима, весна снова в пути.
Положите куклу в кровать и зажгите деосид свечи вокруг кувшина, проговорив:
Факел девичий топит снег,
Лед исчезает, растет первоцвет.
Бросьте кусочек льда в кувшин с молоком, перемешайте его движением деосил деревянной ложкой или березовым прутиком, повторив те же слова нараспев.
Добавьте в молоко чайную ложку меда и снова по ходу часовой стрелки перемешайте содержимое кувшина, сказав:
Приди, новая жизнь, сквозь почки и цветы,
Зима теряет силы,
Приди, любовь и радость, рост и свет,
Лед и снег с наших глаз уже скрылись.
Оставьте лед в кувшине таять. Вы и остальные присутствующие могут класть на кровать невесты монеты, цветы и ленты, высказывая свои пожелания идущей весне, земле, животным, всем людям и себе тоже.
Когда лед растает, перемешайте содержимое кувшина и очень осторожно капните на постель невесты всего одну каплю, сказав:
Смотри, невеста, я принес первое молоко, символ изобилия и плодородия, мед с теплого юга, дающего свет, но, самое главное, жизненная сила, освободившаяся сейчас, может превратить желаемое в реальное и защитить нас в дни холода и сырости, которые еще ожидают нас. Ибо мы видим весну, и поэтому я посылаю вам свет, этот свет может обойти весь мир.
Задуйте маленькие свечи против часовой стрелки, высказывая добрые пожелания всему живому.
Оставьте свечу невесты догорать, кровать невесты должна стоять на своем месте до окончания праздника.
Ритуал белых камней
Церемония белых камней в костре, записанная во многих местах Ирландии - другой отголосок древних времен, который утратил свое первоначальное значение за долгие века. Белые камни с именами или личными отметками юношей клались в большой имболкский костер. Когда костер догорал и остывал достаточно, чтобы вынуть камни, каждый искал свою отметку, и как только находил ее, бежал со всех ног от кострища. Не найти свой камень изначально означало, что боги огня отметили тебя высшей честью, избрав твой живой дух для жертвоприношения во имя очищения и общего блага всей деревни / племени.
Имболкские свечи
По традиции те, кто отмечает этот праздник, должны зажигать свечи и ставить их в окнах своих домов в ночь на 31 января или Сретение, 1 февраля, оставляя до полного сгорания. Для безопасности, многие люди сегодня используют электрические свечи, которые особенно популярны в Швеции. Еще одна, большая, белая свеча зажигалась в тот же вечер в семейном очаге или около него как центр семейного праздника; она позволяла энергиям Девушки-богини освободиться и благословить дом и семейство.. Свечи, которые зажигали на Имболк, освящались в церквях на празднике Сретение Господне, 1 февраля. Каждый человек получал освященную свечу, защищавшую дома от бурь, пожара и наводнения, а скот и урожай от всякой нечисти.
Славянские народности в последнюю субботу перед Громницей хозяева отливали из лучшего припасенного воска свечу – громничку (чаще одну, но иногда по одной на каждого члена семьи), довольно большую, примерно в локоть длиной (в христианский период непосредственно на Громницу их освящали в церквях). Громнички использовали как оберег от гроз – во время грозы их выставляли на окна и зажигали, чтобы молния не ударила. Кроме того, громничками подпаливали волосы всем живущим в доме и шерсть скоту – чтобы не болели. Той же свечой рисовали знаки на дверях и балках домов знаки – где-то крест, где-то колесо с шестью спицами, «громовник», - чтобы зло не имело доступа в дом. Громнички давали в руки умирающим – опять же чтобы отогнать зло и облегчить кончину. Капли воска от сгорающих свечей собирали и подмешивали в семена перед севом – чтобы посевы не пострадали от непогоды. В остальное время их хранили дома, завёрнутые в белые платочки, предназначенные специально для этих целей.
Кроме этого, в северных Европейских странах считается, что в начале февраля ветер поворачивает на весну, а чтобы ветер не принес много бурь рыбакам, когда сойдет лед, на побережьях сжигают веники и метлы – как символы распущенных волос ведьм, призывающих непогоду (лишенные «волос» ведьмы, видимо, теряют способность ворожить с климатическими явлениями).
Чаша вдохновения
Это ещё один небольшой имболкский ритуал. Бригитта была связана со Словом, как таковым. Она часто выступала как богиня справедливости и правосудия. Вторым аспектом связанности со словом было ее покровительство бардам и поэтам, которые всегда особо ее почитали – в ирландской поэме «Котел поэзии». Бригитта названа хозяйкой волшебного источника Segais у истоков реки Бойн, из которого поэты черпают свою велеречивость и вдохновение. В «дни Бриг», открываемые Имболком, проводились как тинги, так и состязания певцов и бардов. Поэтому Бриггита является источником и подательницей того творческого потенциала, который призван быть реализованным – магами, художниками, учеными и другими людьми, чья жизнь тесно связана с творческим порывом. Именно начало этой реализации, ее исходный импульс мы и отмечаем в праздник Имболк.
Для проведения этого ритуала достаточно собрать питьевую воду из нескольких природных источников, потом смешать и выпить. По легенде это гарантирует наличие творческого импульса на весь год. J
Жертвы, приносимые на Имболк
На Имболк взбивали масло со свежесдоенного молока, и в качестве жертвоприношения Богине в ночь на маслобойке оставляли кусок хлеба с маслом.
В Имболк жертвовали курицу или цыпленка, которого закапывали рядом с водой: источником или рекой в жертву. Так же в ночь на Имболк перед домом выкапывали ямку, куда выливали немного молока, в жертву Земле. К тому же Имболк праздник домашний, следовательно не стоит забывать, про сущностей, которые обитают рядом с нами. Празднуя его у себя дома, не забудьте уважить и домовых и домашних духов – самое время и пообщаться, и угостить их теплым молоком… и, кстати, выставить горячего молока и за окно или за дверь – для тех духов, которые в эту ночь будут без крыши над головой.
Пища на Имболк
На Имболк едят молочную пищу, например, сметану, так как божество отмечает праздник рождения. Пряная и жирная пища также посвящена Солнцу и может подаваться на Имболк. Все блюда заправляют перцем, луком, луком-пореем, шалотом, чесноком. В пряных винах и блюдах должен содержаться изюм. Вся эта пища символизирует Солнце. Так же по традиции на праздничном столе должен присутствовать сыр в обильных количествах. На Руси в это время праздновали сырную неделю.