понедельник, 17 ноября 2014
История Огама сложна и запутанна, и ни о чем в ней нельзя судить с определенностью. Оригинальность этого алфавита всегда была предметом гипотез и догадок, связанных с его происхождением.
Ученые, изучающие Огам, расходятся во мнениях, существует несколько версий как о происхождении огамической письменности, так и о времени ее возникновения – тут разброс по указываемым учеными временным промежуткам огромен. Кто-то считает, что Огам возник еще в 2200 г. до н.э., а кто-то думает, что во 2 веке нашей эры, причем неоспоримых доказательств нет ни у одной, ни у другой стороны. Впрочем, всегда надо помнить, что в силу специфики кельтской культуры, не оставившей после себя почти никаких письменных источников, почти всё, что может быть сказано об истории и возникновении огама, - это предположения, опирающиеся на немногие разрозненные факты, но я вкратце расскажу и о фактологии, и о двух основных версиях возникновения огама как письменности.
Из 350 известных огамических надписей большая часть – около трехсот – обнаружено собственно в Ирландии; другие огамические надписи, найденные на территории Уэльса (их около сорока, и они преимущественно латино-огамические), встречаются только в районах ирландской колонизации, и то же самое можно сказать и о надписях в других районах Великобритании, включая остров Мэн (шесть надписей) и Шотландию (две надписи). Все они, скорее всего, были сделаны ирландскими колонистами.
читать дальше
В континентальной Европе не обнаружено ни одной огамической надписи, европейские огамические камни, которые находили на территории Франции и Германии, оказались в конечном итоге подделками или набором случайных царапин, похожих на огамическую письменность.
Если говорить о самой Ирландии, то обнаружена любопытная закономерность. Из 300 известных надписей, 258 обнаружены в пределах трех графств Мунстера в Южной Ирландии, так что можно с большой долей уверенности предположить, что огам – как оракул или письменность – возник именно там.
Группа учёных, полагающих, что Огам возник в 2200-е гг до н. э., основываются на данных археологических раскопок. Британский археолог Александр Кейллер (1889 – 1955) обнаружил при раскопках в Южной Англии меловые таблички с насечками, напоминающими Огам. Из земли было извлечено семнадцать таких предметов, покрытых загадочными надписями в виде царапин и закорючек, которые были истолкованы как ранняя форма огама.
Вторая группа учёных, придерживающихся версии о том, что огам сформировался не раньше второго века н.э., основываются на том, что огамические камни – межевые и погребальные, появились только в этот период.
Можно сразу сказать, что я согласна с первой точкой зрения, - во-первых, потому, что рассматриваю огам как одну из форм клинописи, одной из самых древних форм письменности, а, во-вторых, мне представляется маловероятным, что, появившись в кельтском мире только во 2 веке н.э. под влиянием латыни, и не имея никаких культурных корней, огам сразу же получил такое признание и распространение, что занял место в исключительно важной для кельтов обрядности – в похоронной. Ну и нельзя сбрасывать со счетов то, огам использовался для гаданий и предсказаний – это тоже не та сфера, куда «новые веяния» приходят быстро, а на то, что Огам использовался в магических целях, указывает, например, миф о Сватовстве к Этайн:
"Тогда Эохайд (лишившийся жены) призвал друида Даллана, чтобы тот разыскал Этайн. В тот же день тот отправился на запад, к горе, ныне называющейся Слиаб Даллан ("горой Даланна") и там остался на ночь. Тем временем друид с болью переживал, что Этайн в течение года будет скрыта от него. Он вырезал из тиса четыре прута и начертал на них знаки огама. Источник мудрости и огамические знаки открыли ему, что Этайн спрятана в Сиде Брег Лейтх."
Франсуаза Леру также упоминает о магическом применении огама: «Филид Кесарн также для своих заклинаний пользовался четырьмя тисовыми прутьями и огамом. Друид Мог Руитх в своей прорицательской деятельности пользовался колесом, от которого происходит его имя: "Мог Руитх, откуда взялось это имя? Об этом сказать нетрудно. Ротх, сын Риголла, вырастил его, и этот Ротх был знаменитым друидом. оттого его звали служителем Ротха. Или, скорее, Мог Руитх означает "жрец колес", потому что с помощью деревянных колес он делал свои друидические предсказания" (с) Coir Anmann » Эти колеса упоминаются в др. источниках как roth ramhach - суковатые колеса.
На гадания указывают также выражения crann-chur (ирл.), prenn-denn, teuren-prenn (брет.), которые переводятся как "гадать", но в подстрочном переводе означают "бросать дерево"
Ну и нельзя не упомянуть, что в Ирландии огамические надписи никогда не нуждались в дешифровке, так как знание этого алфавита никогда не исчезало в образованных слоях ирландского общества вплоть до нового времени. Огамическая письменность встречается в рукописях с 9 по 17 века, кроме того никогда не терялось и магическое значение Огама – знаки вырезались на амулетах, украшениях, сосудах, камнях все средневековье и даже в 18 и 19 веках. Если изначально огам изучался в друидических школах, то впоследствии, в христианский период, огам изучался и в монастырских школах. Тогда же, в средние века, было создано то поражающее воображение количество криптографических видов огама - так называемые «огам рек», «огам камней», «трав», «филидов», «огам святых» и т.п.
О том, как возник огам, предположений и гипотез существует еще больше, чем о временных рамках, и тут исследователи тоже далеко не едины в своих воззрениях.
Одна из самых распространенных версий о возникновении говорит о том, что огамическая письменность была изобретена на юго-востоке Ирландии кем-то, кто был знаком со школьной системой преподавания латинского алфавита в том виде, в каком она существовала в провинциальных городах западной части Римской Империи, и смог связать значки, известные нам, как огам, с буквами латинского алфавита. Однако, эта теория может быть поставлена под сомнение. Мы обнаружили, что огам включает буквы, обозначающие несуществующие в латинском языке звуки, таких букв две - это фэдхи Яблони и Тростника. Звуки этих букв – слитные [kw] и [ng] – характерны только для гэльского языка, и, следовательно, не могут иметь отношения к латинской фонетике. Прочие же звуки встречаются в большинстве языков, и то, что они включены в огамический алфавит, не является доказательством латинского происхождение Огама.
По другим версиям (например, по мнению Карла Марстрандера), огамическая письменность возникла в Ирландии, без влияния латыни, и использовалась друидами как тайнопись.
Есть и мифологическая версия происхождения огама, основным источником информации о которой (как и об огаме в целом) является книга Бэллимоут, рукопись 15 столетия. Текст об огаме составлен в форме вопросов и ответов, характеной для этого исторического периода.
И вот что пишется в книге Бэллимоут:
“Откуда и с каких времен, от кого и по какой причине возник огам?
Ответ: “Место это называется остров Тиберния, где мы, скотты, обитаем. А произошло это во времена Бреса, сына Элатхана, короля всей Ирландии, Создателем стал Огма из ирландского рода Мак-Элатан: он был сыном Дилблаза и братом Бресса; Бресс, Огма и Дилблаз — все трое были сыновьями Элатана, а он был сыном Дилблаза”.
Однако, при всем уважении к книге Бэллимоут, в большинстве мифов Огма не является братом Бреса, а принадлежит к роду богини Дану, и сам был богом красноречия и литературы, а кроме того, великим воином и поэтом, тогда как Брес мак Элатан принадлежал к роду фоморов, враждующему с родом Дану. Однако однажды, после победы в битве, Брес действительно на некоторое время стал королем клана Данаан, но ни о каких братских чувствах тут и речи не шло: Брес унижал Огму, заставляя того собирать дрова для очага Бреса и делать другие тяжелые работы.
Книга Бэллимоут продолжает:
“Именно Огма, очень искусный в знании языков и в поэзии, был изобретателем огамов; они предназначаются для записей тайных речей, понятных только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей...
Огамом эту письменность назвал сам Огма. Слово “огам” происходит от “gbuaim” или “guaim”, то есть мудрость, посредством которой барды приобретают способность сочинительства, потому что ирландские барды произносят свои стихи при посредстве ею ветвей. Первый стих, написанный огамом, называется “Soim”. Он был написан на бересте и отдан Лугу, сыну Этлема...”
Тем не менее, хотя сами ирландцы и приписывали называние алфавита Огме, такую связь проследить несколько затруднительно. Мифологи указывают на то, что изначально сам Огма не имел отношения к поэзии, а был только искусным и чрезвычайно сильным воином, своеобразным «кельтским Гераклом», и только в более поздних вариантах мифов ему приписывается отношение к наукам и красноречию. Кроме того, фонетически закономерным соответствием ирландскому имени Огмиос было бы слово «Оме», хотя, конечно, утверждать этого с полной уверенностью нельзя, так как знаний о фонетике древнеирландского не достаточно. Есть вероятность, что название «огам» связано с именем Огмы, но проследить и доказать эту связь не представляется возможным.
Большая часть сохранившихся до нашего времени огамических надписей – это вырезанные на камнях эпитафии (обычай, возможно заимствованный у греков). Но это не означает, что до «периода огамических камней» огамом не пользовались – по литературным источникам, огам вырезался на дереве, кости, но эти материалы плохо сохраняются в Ирландском климате.
Невозможно отрицать связь огама с деревьями – сама внешняя форма значков, напоминающая ветви, размещение их на вертикальной линии (стволе) говорят сами за себя. Проводят также параллели между четырьмя семьями огама и ирландской классификацией деревьев по юридическому статусу, где деревья тоже делились на четыре группы. Также часто делаются предположения, что форма огамических знаков произошла от зарубок на каких-либо предметах, которые использовали для подсчета поголовья домашних животных, календарных исчислений и т.п.
Вот и всё, что известно об истории Огама на сегодняшний день. Версий много, и ваше право выбирать наиболее убедительную и близкую. Более подробно об этом, как и о многом другом можно прочитать в книге Королева А.А. «Древнейшие памятники ирландского языка». Там же можно найти весь известный корпус огамических надписей и краткий словарь.
celticforest.ru/viewtopic.php?f=105&t=596
@темы:
Кельтика, Ирландия